В Узбекистане продажа АИ‑80 на АЗС уйдёт в историю

С сентября 2025 года «Узбекнефтегаз» прекращает выпуск бензина марки АИ‑80.
До конца года нацкомпания планирует полностью исчерпать складские запасы топлива и уже с 2026 года перейти исключительно на реализацию более качественного бензина — АИ‑92 и выше.
Бензин АИ‑80 относится к экологически вредным типам топлива. Во многих странах мира, особенно в развитых, он давно под запретом. К примеру, соседний Казахстан отказался от розничной реализации АИ-80 ещё в 2018 году. Низкооктановое топливо доступно только для промышленности и сельхозработ. Такая же ситуация наблюдается и в России.
Какие заводы производят бензин в стране?
Национальный рынок топлива в Узбекистане в основном обслуживают два НПЗ:
- Бухарский, входит в структуру «Узбекнефтегаза»;
- Ферганский, принадлежит частной компании Saneg.
Заводы уже давно должны были перейти на выпуск более качественного топлива. В частности, в рамках приватизации Ферганского НПЗ компания Saneg обязалась модернизировать завод и полностью переключиться на производство АИ‑92 и АИ‑95.
Что касается Бухарского НПЗ, то его модернизация неоднократно откладывалась. Для ускорения перехода к АИ‑92 «Узбекнефтегаз» подписал соглашение с китайской компанией. С 2024 года на Бухарском НПЗ уже началось производство АИ‑92 с использованием китайских присадок. «Узбекнефтегаз» готов полностью перейти на выпуск АИ‑92 уже сейчас. А всего по проекту планируется выпускать 1 млн тонн бензина в год: 60 % — АИ‑92 и 40 % — АИ‑95.
Это позволит снизить себестоимость топлива, но эксперты отмечают: в развитых странах такие сорта бензина получают глубокой переработкой нефти, а не с помощью присадок. Поэтому возникает вопрос: будет ли такой бензин соответствовать международным стандартам качества и экологичности?
В свою очередь экономист Отабек Бакиров предупреждает: рынок не готов к резкому отказу от АИ‑80. При текущем потреблении 1.2–1.3 млн тонн бензина в год в стране в нынешнее время производится только 100 тыс. тонн АИ‑92 и около 800 тыс. тонн АИ‑80. Остальное приходится импортировать. Чтобы избежать дефицита, необходимо либо резко нарастить выпуск АИ‑92, либо облегчить условия для ввоза топлива из соседних стран.
Бакиров предлагает:
- Временно отменить акциз на АИ‑92.
- Убрать логистические и административные барьеры для импорта.
- Создать реальную конкуренцию на рынке, чтобы избежать монополии и стабилизировать цены.
Полный отказ от АИ‑80 — это важный шаг. Он позволит улучшить экологию в городах, продлить срок службы современных двигателей и приблизить страну к международным стандартам. Но реализация этого перехода требует комплексной подготовки: модернизации производств, реформы в импортной политике, обеспечения качества топлива и конкуренции на рынке. Иначе Узбекистан может столкнуться с дефицитом, ростом цен и недоверием потребителей.



