В Узбекистане ожидается рост цен на электромобили

2 мая, 15:05
5 622
В Узбекистане ожидается рост цен на электромобили
Фото: Тимур Еникеев

С 1 мая произошло плановое повышение утилизационного сбора.

Почти пять лет назад, 1 августа 2020 года, в Узбекистане был введён утилизационный сбор на все ввозимые автомобили: как бензиновые, так и электромобили. Этот сбор представляет собой плату за утилизацию транспортных средств по завершении срока эксплуатации. Введение сбора стало частью государственной политики по охране окружающей среды и переходу к более устойчивым методам переработки отходов.

Несмотря на то что электромобили считаются более экологичными, они также облагаются этим сбором из-за необходимости переработки тяговых аккумуляторов, содержащих опасные вещества.

Размер сбора в Узбекистане зависит от типа транспортного средства, объёма двигателя и года выпуска. Эти меры направлены на стимулирование внутренней переработки и создание более прозрачного и ответственного автомобильного рынка.

С 1 мая 2025 года в Узбекистане размер утилизационного сбора увеличен только на электромобили. 

  • Для электрокаров возрастом до 3 лет ставка выросла с 30 до 120 базовых расчётных величин (БРВ), что составляет 45 млн сумов (около 3462 долларов США). 
  • Для электромобилей старше 3 лет сбор увеличен с 90 до 210 БРВ — до 78.75 млн сумов (примерно 6058 долларов).

Что касается бензиновых автомобилей, то на данный момент нет официальной информации о повышении утильсбора для этих категорий транспортных средств. Ставки для машин с ДВС остаются прежними. Например, для легковых автомобилей с объёмом двигателя до 1000 см³ ставка составляет 30 БРВ для машин младше 3 лет и 90 БРВ для автомобилей старше 3 лет.

Для гибридных автомобилей законодательством не предусмотрено отдельного утилизационного сбора. Как и бензиновые, они облагаются сбором в соответствии с техническими характеристиками и годом выпуска.

Повышение сбора направлено на финансирование создания инфраструктуры для безопасной утилизации аккумуляторов электромобилей и стимулирование развития экологичных технологий. При этом предприятия в Узбекистане, которые осуществляют промышленную сборку автомобилей и электромобилей, освобождены от уплаты утилизационного сбора до 1 января 2030 года.

Это создаёт более благоприятные условия для локализации производства зарубежных компаний и сбыта машин через их официальные шоурумы.
Глобально повышение утильсбора повлияет на рост цен в салонах и на площадках так называемых серых дилеров: значительно увеличит среднерыночную стоимость импортированных электрокаров — как новых, так и подержанных. 

Некоторым частным импортёрам удалось договориться о снижении цен с китайскими поставщиками, чтобы, несмотря на нововведения, сохранить конкурентные цены в Узбекистане и остаться на плаву. Но насколько долго такие условия от поставщиков смогут существовать? Либо в страну уже в ближайшее время начнут отправлять модели с низкой ликвидностью на китайском рынке. 

По итогу в уже обозримом будущем рост размера утильсбора может привести к тому, что стоимость частного автоимпорта на популярные электромобили может сравняться с ценами в официальных салонах. И выгоды в заказе машин у частных поставщиков не останется.

В Узбекистане ожидается рост цен на электромобили

Разве только если заказывать что-то эксклюзивное и, разумеется, дорогое. 

Ещё по темеПоказать все
Водителям из Узбекистана начали массово отказывать при въезде в Казахстан

Водителям из Узбекистана начали массово отказывать при въезде в Казахстан

Leapmotor возвращается на рынок Узбекистана

Leapmotor возвращается на рынок Узбекистана

В Ташкенте загорелся Zeekr 001. Что стало причиной?

В Ташкенте загорелся Zeekr 001. Что стало причиной?

Показать все